Слово о походе
Перовского турклуба
на р.Пшеха в мае 2003 года.
Видео:
Нижние
Волчьи ворота, байдарка, 1-я ступень
Нижние Волчьи ворота, байдарка, каньон
В мае состоялся
зачетный поход Перовского клуба на р.Пшеха. Материалов по этой речке
предостаточно, поэтому просто коротко опишу поход. Если вы хотите узнать, что
такое настоящая трешка (а не карельская) езжайте на эту речку, хотя ИМХО для
катов там двушка, для каяков – 3 с минусом, а вот на байдарке мало не
покажется.
Состав нашего
отделения:
П/э каяк "Hurricane"
П/э каяк "Invader"
Байдарка
"Таймень-2"
КНБ
самодельная
Байдарка
"Снаряжение"
Катамаран
"Тритон-2"
Дорога.
До Краснодара ехать почти сутки. В поезде туристы занимаются своим обычным делом – пьют пиво. Погода что-то пасмурная стоит, но оказывается это у нас стекла тонированные! А на улице солнце.
В Краснодар прибыли утром. На площади уже стояли заранее
заготовленные автобусы. Народ побежал покупать пиво, еду, а Серега Харьков с
Леной пошли за каяками (получать в багаже). Народ начал запихиваться в
автобусы. Сначала было впечатление, что все не влезет, но все прекрасно влезло,
правда часть вещей все же в салон. На выезде из Краснодара нас остановила ГАИ и
стала требовать какие-то списки. Кажется все закончилось тем, что показали
маршрутные книжки и поехали дальше. По пути к Апшеронску потерялся один
автобус. В ожидании его мы загрузили вещи в кукушку, сходили за мороженным, и
поваляли дурака. Наконец-то автобус приехал.
В кукушке очень прикольные вагончики, почти как на ВДНХ для
детей. На кукушке было ехать часов пять и народ развлекался как мог. В нашем
вагончике к счастью не было бортпроводницы и мы сидели в тамбуре, свесив ноги
из вагона в открытую дверь. Народ даже перелезал на ходу из вагона в вагон
(всего вагонов было два). Узкоколейка практически везде идет вдоль реки, так
что можно немного посмотреть, что предстоит пройти. Воды много.
Возле поселка Средние Тубы (а может, Верхние Тубы или даже Нижние,
как сказал наш Петя – "Средние Тубы? …ниже среднего") произошла
авария. Тепловоз сошел с рельсов. Поставить обратно не удалось. Инструктора быстро нашли машину (огромный
"Камаз"). Закидали в нее все шмотки и часть народу. Остальные пошли
пешком, в ожидании 2-го рейса. По пути я подумал, что стоило бы надеть каску –
ветки от деревьев не раз прошлись по нашим головам. На горизонте видны горы –
красиво. Доехали до конца дороги.
Пешка.
Пешкой это назвать сложно – идти 2-3 км вверх по реке, т.е. немного. Однако местность не располагает к размеренной походке. Сначала тропинка еще ничего, бревна правда попадаются. Потом начинаются места, где пройти с рюкзаком уже сложно или невозможно. Одно из этих мест есть в фотоальбоме. Нужно было переползти участок крутого склона – глина, камни и снег. Пренеприятнейшее место. Но все проползли нормально.
Наконец дошли до полки на склоне горы – здесь встаем.
Стапель.
С утра начали собирать суда. Некоторые собирали их до вечера, особенно каты с деревянными рамами. Наше же отделение перед обедом вышло на тренировку на шиверу. Хотя Серега сказал, что это не шивера – это просто река так течет. Мда… По сравнению с этой просто рекой, все володарки и пехорки просто озеро со стоячей водой.
Тренировка.
На участке тренировки можно было выделить три ступеньки. После каждой из них надо было чалиться. Все три байдарки по очереди кильнулись в разных местах. Серега задумчиво чесал репу… Да… "Ну ладно, представим что это – порог и пройдем его, но с промежуточной чалкой…" Дальше до обеда килей не было.
После обеда был порог. Выставили страховку, фотосъемку. Определились с линией движения. Мы шли последними и мне пришлось наблюдать и фотографировать прохождение и кили других экипажей. Наш Таймень впилился в левый берег и залег в сливе. Душераздирающее зрелище… Мы сами прошли нормально, правда в улово справа не успели, пришлось налево – заход в улово наше слабое место.
1-й день сплава.
На следующий день стартовали ниже порога. Характер реки – сплошные шиверы, некоторые с довольно большим уклоном (в Карелии они бы гордо именовались порогом), галечные отмели, расчески, заломы на поворотах (один очень опасный, с прижимом к нему). Наша байда кильнулась два раза. Первый раз обходя расческу налетели на камень, второй – на заходе в улово – чайники J.
Кили тайменя я перестал считать после третьего. Серега говорит пять с половиной. Половина – это когда тайменисты решили провести очередной порог и капитан уплыл вместе с судном (отдельно от него J). Один порог частично провели, там было бревно на заходе, от бревна – прошли. Сначала пытались спилить бревно, но оно прочно торчало в дне. Каяки прошли так, кат кажется тоже.
К концу дня характер реки изменился. Шиверы кончились, начались разбои и мели.
Ночью у Пети сперли рюкзак, который он не убрал в палатку. Насчет воровства – для местных это просто спорт, поэтому ничего не оставляйте на улице, либо оставляйте дежурных.
2-й день сплава.
День начался нормально. Мы довольно быстро двигались вперед, изредка поджидая тайменистов, которые постоянно отчерпывали воду. Выезжая из-за очередного поворота я увидел завал, торчащий в нем Петин катамаран и быстро-быстро гребущую Лену на каяке. Наша байдарка проскочила слева от завала, КНБ вслед за нами – тоже. Мы с Серегой схватили морковки, а Виталик фотоаппарат и двинулись к месту "трагедии". Саша с катамарана вылезла на завал. Через 15 секунд в катамаран со всей дури влетел Таймень и вышиб его из завала. Матрос с Тайменя при столкновении перелетел на катамаран. Катамаран с двумя людьми и одним веслом отправился дальше. Таймень утонул…
Таймень мы вытащили морковкой, другой морковкой сняли Сашу с завала. Капитана Тайменя подобрал очередной врезавшийся в завал катамаран. Все были счастливы и мы сразу же сделали обед. Стоит страшная жара, но вода холодная.
Вскоре на нашей байде сделалась дырка. Быстро заклеил скотчем – думаю хватило бы до конца похода, но вечером я все же ее заклеил, а также другие (к вечеру появились). К вечеру подъехали к каскаду Нижние Волчьи ворота. Здесь будем стоять три дня.
Нижние Волчьи Ворота-1.
Утром все пошли смотреть и рисовать порог. Очень увлекательное занятие. Воды много. Погода пасмурная, но сухо. Зарисовали все ступени.
Порог представляет собой 4 ступени, разделенные быстротоком. Между ступенями можно зачалиться. Между третьей и четвертой ступенью узкий и довольно длинный каньон, очень хорошее место для страховки с берега. После четвертой ступени необходима страховка с воды, т.к. ширина реки увеличивается, а за порогом находится выходная шивера.
Первая ступень – небольшой слив с косой бочкой, сразу после слива большой камень, далее быстроток с камнями. Можно с разгону наискось пробить бочку, чтобы уйти от навала на камень. Можно зачалиться на правом берегу перед ступенью и просочиться по сливу между скальной стенкой правого берега и каменным зубом в сливе. Чалка на левом берегу сразу после большого камня.
Вторая ступень – ворота из двух камней в русле. Нужно проскочить вплотную к левому камню и затем уйти от слабого прижима к левому берегу. Чалка на левом берегу сразу после прижима. Далее скорость течения увеличивается и следует участок валов и бочек, заканчивающийся небольшой чистой горкой. Сразу после горки справа есть место для чалки перед третьей ступенью, но попасть в него довольно трудно, хотя возможно.
Третья ступень – самая простая, представляет собой слив-горку с винтообразными валами, сходящимися к центру. Идется прямо по центру. Далее следует участок с цепочкой валов и довольно быстрым течением. Необходимо прямо в валах развернуть судно и направить его немного ближе к левому берегу. Если этого не сделать, струя забивает судно в одно из двух уловов в начале каньона. Хотя в принципе, ничего страшного в этом нет, главное не растеряться и правильно зачалиться (байдарка в улове помещается с трудом). После каньона начинается четвертая ступень.
Четвертая ступень. Река поворачивает немного влево и потом чуть вправо. На этом участке много валов и бочек, а также гряды камней, выходящие с обоих берегов. Ближе к концу ступени посередине есть обливной камень, плохо видимый с воды (в высокую воду), струя бьет прямо в него. Обойти можно как справа, так и слева.
После четвертой ступени плес (не как в Карелии! чальтесь быстрее!) и после плеса выходная шивера на повороте налево.
После обеда было прохождение. Наш Таймень не пошел, Таня призналась, что когда она слышит шум воды, у нее начинается паника. КНБ решила ломиться в первой ступени через бочку. Проскочили нормально, но после слива собрали все камни, наехали на катамаран (в прямом смысле!) и зачалились после второй ступени справа. Остальное кажется прошли нормально, далее – в ремонт (сломались стрингера). У нас все шло ок, но в четвертой ступени наехали таки на камень в центре реки. За камнем была бочка, которая развернула нас лагом и аккуратно положила. Аня упустила весло. Весло привез Серега на каяке, нас забодали катамараном до берега. Лена на каяке легла перед третьей ступенью, поймали кажется в каньоне. Все счастливы.
Нижние Волчьи Ворота-2.
На следующий день вода упала. Камней стало больше. Проходы между ними уже. Попадать нужно было точнее. КНБ находилась в ремонте, Таймень традиционно не шел, Лена на каяке кажется опять легла перед третьей ступенью, мы легли во второй, прямо в воротах и нас сразу же поймали на морковку. Все остальное и все остальные прошли нормально.
После обеда народ полез в горы. Мне было лень и я остался в лагере, вечером сварили глинтвейн. Все счастливы. Отбой.
В шесть утра приперлись двое наших, которые хотели сделать баню, но у них что-то не очень вышло, говорят – тент коротковат.
Нижние Волчьи Ворота-3.
Последний бой, он трудный самый… Вчера вечером одолевали мысли – может не идти… Не хочется в последний день байдарку сломать, а сломать ее можно очень просто. Решил все таки идти. Блин! Вот во всех клубах так – если байдарка двушка, значить надо вдвоем идти. Если честно, я в одиночку с байдаркой лучше справляюсь, ИМХО вдвоем сложнее ходить. Вот если оба каякеры – это сказка…
Несмотря на все мои опасения и еще более низкий уровень воды мы прошли все 4 ступени без килей и ударов об камни, попали всюду туда, куда хотели. Ну, наконец-то! Таймень обнесся. КНБ… Дааа, ей пришлось несладко. На заходе в четвертую ступень они взяли слишком вправо и сели лагом на гряду камней. Струя перевернула их и обмотала вокруг камня. Капитан потерял весло. Все, для них настал антистапель. Благо идти до места общего антистапеля было недалеко, и Серега проинструктировав куда идти отправил их пешком. После выходной шиверы заобедали и загрузили лодки. Едем дальше.
Антистапель.
От Нижних Волчьих до места антистапеля ехать не более часа. Наше отделение приехало первым и заняло все лучшие места J Поставили палатки, разобрали лодки. Серега с Леной пошли в Черниговскую за пивом. Там, на центральной площади, они обнаружили Володю с Виталиком, которые шли пешком и заблудились. Я наконец покатался на Инвайдере и научился таки вставать "рычагом". Ура! Прогресс.
Завтра домой, до свидания Кавказ! Мы сюда еще вернемся!
Шариков Алексей, 2003
год.